Повышенные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров определяются нормативными документами: новыми образовательными стандартами (ФГОС), национальной инициативой «Наша новая школа» (Указ Президента РФ от 04.02. 2010 ПР-271), которая ставит задачу необходимости внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

Одной из деятельностных форм повышения квалификации педагогов являются профессиональные конкурсы, которые стали атрибутом политики в образовании. Представляется важным такое понимание профессионального конкурса - специально организованная деятельность педагога, обеспечивающая его рефлексивную позицию к собственному опыту через соотнесение с опытом профессиональных лидеров.

Эта деятельность обеспечивает возможность описания, предъявления, получения внешней (и внутренней) экспертизы, признания собственного бытия в профессии, тренинга предъявлять себя профессионалом, возможность педагогического общения в среде смелых лидеров в образовании, получения мотивации к саморазвитию, моральных и материальных стимулов педагогов к продуктивной педагогической практике. Многообразие конкурсов позволяет выделить несколько их видов по типу деятельности педагогов в них: заочные (по материалам описания опыта или методическим продуктам), общественно-профессионального признания (по материалам представлений руководства учреждения, обучающихся, родителей, общественности), прямого показа профессионального действия.

С другой стороны, это привнесённая деятельность, выводящая учителя за рамки повседневности, отрывающая его от прямых обязанностей и требующая готовности держать удар и самому конкурсанту и руководителям ОУ (МСО).
Вместе с тем, профессиональный конкурс – это исследовательский механизм, он позволяет диагностировать болевые точки в системе образования и привлекать внимание общественности к проблемам образования.